«“День батареи” Tesla закончился, но вместо ожидаемых громких технологических прорывов компания дала расплывчатые обещания, запутав большинство присутствующих экспертов еще больше, чем до мероприятия», — так прокомментировало событие издание The Verge.
Илон Маск запланировал мероприятие, намекнув, что он представит публике готовую батарею со сроком службы более 1,6 миллиона километров. Вместо этого он раскрыл только серию планов: план для Tesla по разработке собственной батареи; новый план по сырью; и даже план компании по производству лития собственными силами.
Вивас Кумар, бывший ответственный за работу над батареями в Tesla, признал, что не совсем понял, что компания делает в этой сфере.
Tesla будет производить собственный литий
«Я думаю, что это ужасная идея», — сказал Крис Берри, президент House Mountain Partners. «Независимо от того, смотрим ли мы на Tesla как на технологическую или как на автомобильную компанию, у нее определенно нет опыта в горнодобывающем секторе, и она сильно отличается от всех остальных», — сказал Берри.
Вдобавок удивляет сам выбор месторождения. Tesla купила права на добычу 10 тыс. акров в Неваде, где литий находится в глине.
Однако до сих пор никому в мире не удалось извлечь литий из глины для коммерческого использования – основная добыча осуществляется либо из поверхностных отложений солей лития в Южной Америке, либо из богатых литием горных пород в Австралии. Процессы экстракции в этих двух случаях хорошо известны. А Маск обещает извлекать литий из глины, используя только воду и соль.
«Если было так легко найти месторождение лития дома и извлечь его обычными средствами, такими как вода и соль, почему мы не сделали этого до сих пор?», — спрашивает Берри.
Несколько компаний в Неваде в течение многих лет пытались сделать то же, что планировал Маск, но у них ничего не вышло. Сам Маск признал, что этого «никто раньше не делал». «Проблема здесь не в открытии какой-то революционной технологии добычи полезных ископаемых. Проблема заключается в разрешениях, которые обычно занимают десяток лет, а также в экономической рентабельности», — подчеркивает Берри.
Tesla вдвое снизит стоимость батарей
Вместо принципиально нового типа батарей, Маск представил план, как сделать производство нынешних более эффективным и дешевым.
«Это был “День производства”, а не “День батареи”», — сказал Шашанк Шрипад, ученый в области аккумуляторов из Университета Карнеги-Меллона. «Модульные конструкции – это просто “инженерные задачи”».
Более эффективные батареи лежат в основе плана Маска создать в течение трех лет электромобиль, который будет стоить как машина с ДВС – 25 тыс. долларов. Но The Verge напоминает, что это не первый раз, когда предприниматель дает такое обещание. В 2018 году он заявил видеоблогеру Маркесу Браунли, что еще предстоит приложить немало усилий, пока будет достигнута цена автомобиля в 25 тыс. долларов, но «если мы будем очень много работать, я думаю, мы сможем достичь этого через три года».
Tesla будет производить встроенные батареи
Другая новинка – намерение компании создать аккумуляторы, которые станут неотъемлемой частью автомобиля. Маск сравнил это с самолетами, у которых крылья по сути являются топливными баками. По словам Сэма Абуэлсамида, автомобильного эксперта в Guidehouse Insights, лучше провести аналогию со смартфонами и ноутбуками. Их производители постепенно перешли на инкапсулированные, встроенные источники энергии. Но это повлияло на ремонтопригодность устройств.
Что касается автомобилей, включение аккумулятора в их конструкцию, вероятно, также даст большую емкость, но такая батарея будет «полностью необслуживаемой». Современные литий-ионные аккумуляторы позволяют заменить поврежденный элемент. Если они герметизированы, их необходимо будет полностью заменить при малейшем повреждении. По словам Абуэлсамида, технология еще не настолько надежна, чтобы оправдать такой риск.
Предыдущие обещания: полный автопилот в 2020 году
Это не первый случай, когда Илон Маск изложил смелое видение будущего, не имея четкого пути, по которому это должно осуществиться. В прошлом году в «День автономии» предприниматель сказал, что к середине 2020 года искусственный интеллект Tesla будет настолько развит, что владельцам вообще не придется смотреть на дорогу. Он также пообещал, что к концу 2020 года на дорогах будет один миллион полностью автономных автомобилей Tesla. Ничего из этого не произошло и не предвидится в ближайшем будущем.
Кстати, на этот раз сам Маск избрал более умеренный подход, честно признав аудитории, что ни одна из перечисленных технологий полностью не готова. «Они близки к работе, но еще не вышли даже на уровень пилотных проектов», — сказал предприниматель. Инвесторы были явно разочарованы отсутствием более жестких гарантий, поскольку акции Tesla потеряли в цене более 40 долларов всего за один день, хотя и восстановились на следующей неделе.
«Не стоит недооценивать эту компанию», — сказал Вивас Кумар. «Каждый раз, когда Tesla списывают со счетов, она остается на плаву. Но в этом случае будущее зависит не от обещаний, а от законов физики в том, что касается батарей, и от ограничений в добыче необходимых ископаемых».